Галерея голограмм
О голографии





Студии голографии

Голография - виртуальная галерея
Главная страницаСвязьФорумАрхивEnglishПоиск

25 уроков голографии

Глоссарий ЧаВо
point.gif

25. Запись отражающей голограммы в схеме копирования

Итак, все готово для записи голограммы-копии. Опускаем установку копирования с металлических опор на надутые мячи, выключаем свет и окончательно проверяем положение записывающих пучков. Убираем экран из рамки для фотопластинки, включаем зеленый фонарь и перекрываем пучок лазера. Достаем фотопластинку из коробки, смотрим на просвет, на зеленый фонарь и проверяем, нет ли на ее поверхности пылинок или осколков стекла. Если есть, смахиваем их мягкой кисточкой, не допуская повреждения эмульсионного слоя. Осторожно устанавливаем фотопластинку в рамку эмульсионной стороной к опорному пучку. Большое время записи голограммы (30-120 сек) и большой формат фотопластинок налагает определенные требования к креплению фотопластинок и последующей выдержке всей схемы (стабилизация). Можно сказать, что в течение всего времени жизни изобразительной голографии, использующей лазеры непрерывного действия, идет постоянная борьба со смещениями и вибрациями объекта и фотопластинки. Почему только объекта и фотопластинки – спросите Вы? Потому, что остальные элементы голографической схемы копирования (и схемы Денисюка тоже) зеркала, линзы, пространственные фильтры и т.д., представляют собой достаточно жесткие, металлические конструкции, значительно меньше подверженные влиянию внешних возмущений. А что такое фотопластинка? Образно выражаясь, это – мембрана, которая улавливает малейшие внешние механические колебания и потоки воздуха. И, если частота этих колебаний совпадет с ее собственной частотой, наступит резонанс, от которого амплитуда вибраций фотопластинки сильно увеличится. Конечно, если размер фотопластинки маленький, например 6x6 см, требования к ее виброзащите существенно смягчаются. Но, если мы пишем голограмму на фотопластинке форматом 28x40 см, надо принять все меры по ее защите от внешних воздействий, чтобы потом не выбросить дорогую фотопластинку и не потерять несколько часов рабочего времени. Существуют пять принципиальных моментов, облегчающих решение задачи стабилизации положения фотопластинки во время экспонирования.

1. Защита голографической схемы от колебаний фундамента здания размещением стола на виброизолирующих подставках (например, надутых футбольных мячах или автомобильных камерах) и от воздушных потоков в помещении защитным кожухом (в зависимости от ситуации – из пенопласта, фанеры или просто плотной материи).

2. Крепление мастер-голограммы и фотопластинки в вертикальном положении. В этом случае влияние колебаний, идущих от фундамента здания через пол будет минимальным.

3. Прижим фотопластинки к жесткой стальной рамке, см. рис. Если пластинка прижата к стальной рамке, вероятность ее колебаний резко уменьшается. Однако, если рамка имеет перекос, или неровную поверхность, это может свести на нет все усилия. У фотопластинки появятся внутренние напряжения, которые не дадут ей "успокоиться" длительное время. Поэтому поверхность рамки, к которой прижимается фотопластинка, должна быть идеально плоской и тщательно отшлифованной. Тогда, после прижима, в фотопластинке не появятся внутренние напряжения, и длительной стабилизации схемы не потребуется.

4. Прижим фотопластинки к рамке с минимальным усилием. Казалось бы, прижми фотопластинку к стальной рамке хорошим, стальным зажимом по всему периметру и стабильность фотопластинки обеспечена. Однако, наоборот, от такого жесткого прижима в фотопластинке опять могут появиться внутренние напряжения и вызвать негативные последствия. Поэтому пластинку нужно прижимать к рамке слабыми пружинными зажимами в нескольких местах по ее периметру, см. рис. справа. Такой вариант крепления позволяет с одной стороны погасить внешние воздействия на фотопластинку прижимом ее к массивной металлической рамке и, с другой стороны, не допустить появления внутренних напряжений.

5. Стабилизация всей голографической схемы непосредственно перед записью голограммы. Не забывайте, что Вы держали пластинку в руках, Вы трогали пружинные зажимы, Вы просто дышали на все эти оправки, зеркала и рамки. Вы внесли определенный тепловой дисбаланс в голографическую схему. Из-за этих невидимых и слабых тепловых потоков в схеме опять появились механические напряжения и микросмещения ее элементов, которые постепенно исчезают только во время стабилизации схемы, вместе с выравниванием температуры.
Время стабилизации зависит от многих факторов, и оно свое для каждой голографической схемы, для каждого объекта и для каждого размера голограммы. Оно зависит даже от расположения помещения и здания, в котором находится голографическая установка. Если, например, здание находится вблизи Метро или крупной автомагистрали, ничего хорошего от такой близости ждать не приходиться. Время стабилизации приходиться подбирать экспериментально. Для описанной в наших Уроках установки копирования время стабилизации для голограммы 28x40 см не превышает 7 мин. Это относительно небольшое время. После стабилизации схемы фотопластинка экспонируется расчетное время и, затем проводится ее химико-фотографическая обработка, полностью аналогичная обработке, описанной в уроке 10. На рисунках справа и внизу приведены фотографии голограмм, записанные в голографической студии на оборудовании, описанном в наших уроках.-->