На
протяжении своего развития голография дала
исключительно эффективный способ создания
безукоризненных по качеству трехмерных
изображений. Появилась самостоятельная область
голографической техники - изобразительная
голография. Решение творческих задач привело
к тому, что в развитии изобразительной
голографии важное место заняла художественная
голография, как новая область
изобразительного искусства.
Содержание раздела
Голография и
художник
Первым
художником, использовавшим удивительные
свойства голограмм, был Сальвадор Дали. Оптика
вообще и возможности ее применения для создания
иллюзии объема всегда привлекали Дали. Еще до
открытия лазера и его использования в голографии
стереоскопическое видение наиболее близко
подходило к намеченной им для себя цели. И вполне
естественно, что при его стремлении овладеть
третьим измерением все, что связано с
рельефностью, приобретает для него
первостепенное значение.
Так, первым
этапом на этом пути стал 1964 год, когда он привез
из Нью-Йорка состоящие из мелких ячеек
пластмассовые панно, которые при наложении
создавали эффект рельефности. Этот “муар”,
напоминающий глаз насекомого, послужил основой
для нескольких живописных работ, среди которых
“Пейзаж с мухами” и “Лаокоон, терзаемый
мухами”. В 1970 году в Лувре он изучает полотна
Герарда Доу, современника Вермера. Дали узнает,
что Доу написал шесть стереоскопических, то есть
двойных картин. Самая замечательная из них
изображает мальчика, поймавшего мышь; одно из
двух панно находится в Дрезденской галерее,
другое - в Санкт-петербургском Эрмитаже. Сделав
это открытие, он берется за работу над
стереоскопическими картинами. Эффект достигался
при отражении двумя зеркалами, стоящими под
углом 60° друг к другу. При помощи этого
приема он создает две небольшие двойные картины,
изображающие Гала (его жену), стоящую в
мастерской Порт-Лигата. Тогда же он выполняет две
гравюры - первый стереоскопический эстамп - для
своей книги “Десять рецептов бессмертия”.
Одновременно при помощи линз Френеля он
старается упростить прием, позволяющий сразу
нескольким зрителям видеть картину в
стереоскопическом изображении. Когда
американский ученый Деннис Габор
получает Нобелевскую премию за открытие
голографии, Дали видит в этом изобретении
наилучшее средство для своего продвижения по
пути к рельефному изображению. В начале 1972 года
благодаря советам Денниса Габора он создает три
композиции, которые будут представлены с 5 апреля
по 13 мая в нью-йоркской галерее Нёдлер. Во
вступлении к каталогу выставки, он поясняет, чем
является голография для художника: “Трехмерная
реальность занимала художников еще со времен
Веласкеса; в наше время трехмерностью Веласкеса
попытался овладеть аналитический кубизм
Пикассо. Теперь, благодаря гению Габора,
использование голографии сделало возможным
художественное возрождение, и передо мной
открылись двери новой области творчества”.-->
|