Изобразительные
возможности голограмм
По
прошествии некоторого времени после
возникновения изобразительной голографии, после
периода эйфории, вызванного освоением новых
возможностей, необходимо спокойно осмыслить
роль этой технологии в ряду иных изобразительных
технологий, ее специфические особенности и
недостатки и, наконец, возможности на основе этой
технологии нового вида изобразительного
искусства.
Так
как объективно голография ближе всего к
фотографии, рассмотрим более подробно отличия
голографического и фотографического
изображений:
Голограмма
формирует реальное объемное изображение, в
отличие от фотографии и даже от таких подделок
под объемность, как стереограммы. Реальность
состоит в том, что голограмму можно наблюдать с
разных точек, наблюдая части объекта или сцены,
которые были скрыты при наблюдении с другой
точки зрения. В этом смысле голографическое
изображение ведет себя полностью как реальный
объект. Особенно хорошо это иллюстрируют
голографические изображения прозрачных
объектов, например, голограмма линзы полностью
сохраняет все свойства реальной линзы, и поэтому
через изображение линзы можно просматривать
увеличенное изображение расположенных за ней
объектов.
Правда, на голограмме не могут быть отображены
самосветящиеся объекты, например, электрическая
лампа. Это следует из самой технологии
голографии - снимаемый объект должен быть
освещен лазерным светом, и только этот свет
фиксируется на голограмме.
Динамический
диапазон яркостей на голограмме на несколько
порядков выше, чем на фотографии. На фотографии
(как кстати и в живописи) максимальная яркость -
это просто яркость незакрашенного листа бумаги
(или яркость белил). На голографическом
изображении такого ограничения нет, так как
яркие места формируются за счет света,
приходящего со всей поверхности голограммы. Если
на бумажном изображении яркость формируется
вычитанием из максимальной яркости, то на
голограмме - перенаправлением света из темных
участков на светлые. Именно этим объясняется
удивительная реальность передачи прозрачных
предметов, стекла, водяных капель, то есть тех
объектов, которые в действительности имеют очень
большой динамический диапазон яркости. То, что
художникам и фотографам дается с большим трудом,
за счет специальных приемов, голограмма
отображает автоматически предельно точно.
Но, в отличие от фотографий и картин, для
наблюдения голограмм в необходим точечный
источник света (лампа), иначе изображение в
некоторой степени размывается.
Голография в
точности передает фактуру поверхности объекта.
При любом фотографическим или полиграфическом
исполнении изображения невозможно полностью
исключить влияние фактуры самого материала или
красящего слоя. Даже при качественной офсетной
печати присутствует структура поверхности,
определяемая технологией, кроме того, из-за
наличия зеркального отражения на изображении
могут формироваться блики или она окрашивается
цветом ближайших предметов. Голографическое
изображение в принципе не имеет материального
носителя, так как формируется в свободном
пространстве. Это определяет до удивления точную
передачу фактуры поверхности любого материала.-->
|