Галерея голограмм
О голографии





Студии голографии

Голография - виртуальная галерея
Главная страницаСвязьФорумАрхивEnglishПоиск

25 уроков голографии

Глоссарий ЧаВо
point.gif

11. Сушка голограммы

Операция сушки голограмм выделена в отдельный урок, так как неочевидные процессы, происходящие при сушке, и ее влияние на качество голограммы заслуживают особого внимания. Как бывает обидно, когда после столь трудоемкой работы по записи и химобработке голограммы, закончив последнюю операцию, вы увидите на голограмме некрасивые цветные разводы и пятна, резко ухудшающие качество изображения (см. фото). И, что самое неприятное, эти дефекты уже неустранимы, даже если повторить сушку голограммы.
Вы, наверное, удивитесь, если услышите, что на самом деле эту операцию нельзя назвать сушкой в прямом смысле этого слова. На самом деле, целью этой операции является удаление воды только с поверхности голограммы. Именно остатки воды на поверхности эмульсионного слоя и вызывают вышеописанные дефекты. Вода, которая содержится внутри эмульсионного слоя, постепенно испаряясь, не причиняет никакого вреда голограмме.

Как это ни странно, но эмульсионный, желатиновый, слой фотопластинки имеет отчасти гидрофобные свойства, т. е. отталкивает воду. В этом легко убедиться, посмотрев, как стекает вода с голограммы при химобработке. Она собирается в отдельные струи и капли, которые остаются на поверхности фотопластинки, даже если ее держать вертикально над ванночкой. Механизмы проникновения воды (и водных растворов) в гидрофобный эмульсионный слой и деформации эмульсионного слоя при высыхании поверхностной воды до сих пор детально не выяснены, но очевидно, что именно остатки этих струй и капли являются главной причиной цветных разводов на голограмме.
Для равномерного удаления поверхностной воды можно добавить в воду так называемые поверхностно-активные вещества, ПАВ (они всегда содержаться в шампунях и моющих средствах). Они повышают гидрофильные свойства эмульсионного слоя и облегчают стекание воды с фотопластинки. Но этот процесс довольно медленный (занимает несколько часов) и качество сушки сильно страдает от пылинок, мелких стеклянных осколков и взвеси из проточной воды, прилипших к поверхности эмульсионного слоя. Вокруг каждого такой соринки неизбежно появляются цветовые пятна.
Более быстрым и надежным способом сушки голограмм является сушка этиловым спиртом. Одним из первых, кто обратил внимание на особенность спиртовой сушки голограмм, был ученый S. Mc Grew, который исследовал механизм получения голограмм на бихромированной желатине (БХЖ). Он обнаружил, что спирт, проникая в эмульсионный слой, вытесняет из него воду (это называется дегидратация) только в непосредственной близости от поверхности эмульсионного слоя. Образуется как бы тонкая "корочка" сухой желатины, которая препятствует выходу и испарению воды находящейся внутри эмульсионного слоя. Это обстоятельство способствует проведению качественной сушки голограммы.

Для экономии спирта обычно используют три спиртовых раствора с 50%-й, 80%-й и 100%-й концентрацией спирта. Аккуратно возьмите фотопластинку из ванночки с проточной водой и, после стекания воды, положите в ванночку с 50%-м спиртом. Для удаления поверхностной воды приподнимите один край голограммы из ванночки на угол 40-50 градусов и дайте стечь спирту в течение 10-15 сек. Спирт увлекает за собой воду с поверхности фотопластинки. Если вы используете ванночки из прозрачного пластика, можете увидеть вблизи нижнего края голограммы, находящегося в спирте, слабые прозрачные неоднородности - свили (см. фото). Это еще не растворенная в спирте вода, стекшая с фотопластинки. Подняв, таким образом, фотопластинку из ванночки 4-5 раз, можно убедиться, что свилей становится все меньше и меньше - вода уходит с поверхности фотопластинки. Процедуру повторяют в каждой ванночке, последовательно повышая концентрацию спирта.
Сразу после окончания сушки в 100%-м спирте можно спокойно удалить прилипшие соринки с поверхности фотопластинки мягкой кисточкой, смоченной в спирте. Это было бы совершенно невозможно сделать до спиртовой сушки. Твердая "корочка" препятствует повреждению желатинового слоя. Начинайте удалять от верхнего края голограммы к нижнему краю, в след за стеканием спирта. Удаляйте только крупные соринки - мелкие вкрапления после высыхания спирта не заметны на голограмме. Тем не менее, будьте особо осторожны при удалении стеклянных осколков. Прикосновение кисточки может еще сильнее вонзить острый стеклянный осколок в желатиновый слой. Поэтому, если после нескольких попыток осколок не удаляется, оставьте его на месте. Возможно, после высыхания спирта, он даст малозаметную точку на голограмме.
После удаления соринок поставьте фотопластинку углом на фильтровальную бумагу, или обычную салфетку. Начинается второй, уже обычный, этап сушки - испарение воды из эмульсионного слоя. Процесс испарения замедляется наличием сухой "корочки", но, так как поверхностной воды уже нет, а ее объем значительно превосходил объем воды внутри эмульсионного слоя, время сушки не превышает получаса.
На голограмме постепенно появляется изображение. Точнее, оно переходит из инфракрасной области спектра в видимую, по мере того, как толщина эмульсионного слоя, теряющего воду, возвращается в исходное состояние. Однако окончательный цвет изображения будет уже не красным, как цвет излучения лазера, а будет находиться в пределах от оранжевого до зеленого цвета, в зависимости от уровня влажности в помещении и степени задубленности эмульсионного слоя. Это связано с тем, что после фиксирования и удаления не проявленного бромистого серебра толщина эмульсионного слоя немного уменьшилась. Голограмма готова для окончательного оформления (см. фото).

Литература.
1. S.P. Mc Grew "Color control in dichromated gelatin reflection holograms", SPIE, v. 215, 1980, p.24-31.
2. S. Vorobyov "The sensitization of VR-P Russian photoplates for recording pulsed holograms", SPIE, v. 3358, 1997, p.67.
-->