Объем
имеет значение
Статья в журнале
"Коммерсант-деньги" №26 за 5 июля 2000 г.
Голография, изобретенная
в середине XX столетия исключительно с научной
целью, сейчас у большинства людей ассоциируется
прежде всего с защитными марками на водке,
видеокассетах и дензнаках. Однако есть у нее и
другое, высокое применение. Входит в моду
художественная голография - портреты,
выполненные не на обычной фотобумаге, а на
голографических пластинках. И у российских
предпринимателей есть все шансы подхватить это
модное течение. Потому что, как выяснилось,
отечественная промышленность выпускает едва ли
не лучшее в мире лазерное оборудование и
фотопластины для голограмм.
На стремлении человека увековечить себя
и своих близкихзарабатывают деньги тысячи
фотолабораторий. Но даже самый умелый фотограф
не способен передать изображение в объеме - так,
чтобы можно было заглянуть за него.
К счастью,
это ограничение касается лишь традиционной
фотографии. Голограмма, которая была изобретена
полвека назад, способна передавать объем.
Вообще-то английский физик Денис Габор работал
над технологией повышения разрешающей
способность электронного микроскопа, но открыл
объемную фотографию. В теории. Лишь после того,
как в 1960 году советские ученые Николай Басов и
Александр Прохоров (а если верить американским
учебникам физики, то и Чарльз Таунс)
сконструировали лазер, голограммы удалось
получить именно в том виде, в каком они
существуют сейчас.
Объяснять
принцип построения голограммы лазерным лучом
довольно долго. Желающие могут ознакомиться с
научным обоснованием этого чудо-эффекта в любом
учебнике физики или на сайте www.holography.ru.
Но при этом сам процесс съемки занимает не больше
времени, чем съемка обычным фотоаппаратом.
Голографические
картинки сразу после появления стали
обязательным элементом в экспозициях
научно-технических музеев. Чуть позже ими
обзавелись музеи исторические - российская
выставка голографических изображений сокровищ
Эрмитажа и Оружейной палаты объехала почти всю
Европу. Татьяна Поддубная, зав. отделом
голографии Исторического музея: "Раньше, когда
за рубежом был большой интерес к СССР, мы
объездили полмира с выставкой объемных
изображений - от личных вещей Ленина до чайника,
простреленного белогвардейской пулей". Сейчас
объемные картинки прочно заняли свою нишу на
рынке сувенирной продукции. Но последний писк
моды - это голографические портреты.
Наш
опрос, проведенный на сайте aport.ru, показал, что 43%
из нескольких сотен опрошенных готовы потратить
на голографический портрет $70-100, а 16% готовы
заплатить за объемное изображение домашнего
любимца - кошки или собаки.
Между тем
пока в Москве действует всего одна коммерческая
студия голографии. Сергей Воробьев,
директор "Голографического
ателье": "Конкурентов у меня нет,
поскольку голографический бизнес только
начинает раскручиваться. Но я думаю, что
соперники скоро объявятся".
В месяц
ателье Воробьева может сделать 300 голограмм.
Опираясь на наш опрос, можно предположить, что
спрос на голограммы (во всяком случае, в Москве)
удовлетворен максимум на 20%. И, на наш взгляд, за
эту рыночную нишу стоит побороться.-->
|