Галерея голограмм

О голографии

Студии голографии

Голография - виртуальная галерея
Главная страницаСвязьФорумАрхивEnglishПоиск

Голография в декоративно-массовом приложении

Авторы: В.А. Елхов, Ю.Н. Овечкис (НИКФИ)

С момента изобретения фотографии (40-е годы XIX в.) до ее широкого применения прошло несколько десятилетий. То, что было естественно для патриархально-спокойного прошлого века, не типично для нашего столетия. Достаточно вспомнить бурное внедрение полупроводников, лазеров, вычислительной техники и т.п. Однако в случае с голографией мы снова имеем длительный процесс завоевания данным изобретением своего места в нашей жизни. Открытый в середине века и реализованный с появлением лазеров в начале 60-х годов процесс изготовления голограмм до сих пор не получил широкого распространения.

Строго говоря, сказанное выше относится не ко всем областям применения голографии. Свое место завоевали радужные голограммы. Миллионы людей во всем мире пользуются визитными карточками, банкнотами, ценными бумагами, удостоверениями, телефонными и кредитными карточками с голографическими изображениями для кодировки информации, борьбы с подделками и улучшения дизайна. В некоторых журналах появляются голографические иллюстрации. Многие фирмы используют радужные голограммы для производства ярлыков и этикеток.

Область же голографии, которую условно можно назвать изобразительной, несмотря на очевидные потребительские преимущества в реалистичности воспроизведения трехмерных объектов, до сих пор для широкой публики остается "чудом", которое поражает воображение на немногочисленных выставках голограмм.

Дело в том, что для того, чтобы качественно новый товар стал действительно товаром, надо преодолеть здоровый консерватизм потребителя. На это должна быть направлена активная реклама, соответствующая организация торговли и подготовка продавцов.

Но всему этому должна предшествовать работа по доведению потребительских качеств товара до высоких кондиций - он должен открывать потребителю новые возможности по сравнению с известным и привычным товаром, быть удобным и простым в употреблении, обладать современным дизайном, иметь довольно широкую гамму ассортимента, учитывающую разнообразие вкусов и. вместе с тем, быть относительно дешевым. Этих целей можно достичь только на пути разработки промышленной технологии производства товара, включая производство и контроль исходного материала.

Работы по изобразительной голографии были начаты в России в начале 70-х годов. Они велись как в рамках работ по голографическому кинематографу, так и самостоятельно. Упор в основном делался на разработку технологии изготовления отражательных голограмм по методу Ю.Н.Денисюка как наиболее перспективной с точки зрения простоты восстановления изображения обычными источниками света. Вследствие новизны решаемой задачи работы проводились и по ряду смежных направлений:

  • разработка высокоэффективных фотоматериалов для голографии и методов их полива на стеклянные подложки, в том числе большого формата (до 600х800 мм);

  • разработка технологии химико-фотографической обработки голограмм, обеспечивающей высокие значения дифракционной эффективности (40-50%) при низком уровне шумов;

  • разработка методов контроля голографических материалов, включая определение характерных голографических параметров и методик их измерения;

  • разработка методов записи и копирования малых и крупноформатных голограмм;

  • определение требований к источникам белого света для восстановления голограмм;

  • разработка голографических материалов и методов записи цветных голограмм.-->